С самого старта развития киберспортивной сцены все соревнования были разделены организаторами на два вида:
- Онлайн-турниры – они предлагают игрокам большую свободу, поскольку совершенно не важно, из какой точки земного шара играет отдельный киберспортсмен;
- LAN-турниры – организаторы выбирают место проведения соревнований, все команды или участники обязаны явиться туда в установленное время. Причем речь здесь может идти о какой угодно дисциплине, неважно, Дота это, LoL или КС: ГО – суть LAN-турнира останется неизменной.
Большее зрительское внимание вызывает именно второй вид, поскольку очень интересно наблюдать за тем, как лучшие киберспортивные организации сражаются на сцене огромного стадиона, про поддержке многотысячной публики. Но как относятся к этим соревнованиям букмекеры, какие особенности и закономерности ставок наблюдаются?
Особенности онлайн-соревнований
Как правило, в онлайне проводятся абсолютно все отборочные стадии существующих турниров. Кроме того, к подобной системе проведения прибегают и некоторые локальные соревнования.
Короткие по продолжительности или количеству раундов карты
В онлайн-режиме организаторы предусматривают довольно длительные паузы между картами, чтобы игроки успели удовлетворить все свои потребности. Этой хитростью пользуются многие известные коллективы, чтобы не подвергать себя лишней дизморали. Как только ситуация качнулась в сторону одной из команд, вторая практически мгновенно сдается, отправляется проводить работу над ошибками. Попытки перевернуть игру нередко приводят к тотальному избиению, которое серьезно сказывается на моральном состоянии игроков.
Лучшими вариантами для ставки являются: ТМ 35,5 минут для дисциплины Dota 2 и ТМ 26,5 раундов для Counter-Strike: Global Offensive
Например, на закрытых отборочных к ESL One Los Angeles 2020 по дисциплине Dota 2 в СНГ-регионе команда Natus Vincere на групповом этапе провела восемь карт, проиграла всего две из них. Первая завершилась за 21 минуту 36 секунд, вторая – за 34 минуты 49 секунд. В пяти из шести остальных карт победа была добыта меньше чем за 35,5 минут.
Отсутствие лишних негативных эмоций и большое количество сохраненных сил позволило добраться до финала и спокойно получить путевку на главный турнир.
Больше факторов влияния на длительности карты в Dota 2 можно найти в отдельном материале
Отсутствие мотивации при плохом турнирном положении
На онлайн-турнирах система проведения такова, что худшие команды покидают их уже после группового этапа. И редко коллективы до самого конца оказывают достойное сопротивление. Практика показывает, что при формате проведения соревнований с групповым этапом bo-2, можно смело ставить на поражения команды во всех оставшихся матчах, если она потеряла шансы на попадание в следующую стадию.
О влиянии формата в дисциплинах Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive можно прочитать больше в соответствующих материалах
Например, на южноамериканских закрытых отборочных к ESL One Los Angeles 2020 по дисциплине Dota 2 в первый день в группе B было проведено пять матчей, три из которых завершились ничейным исходом. А во второй день групповой стадии четыре матча закончились со счетом 2:0, а в пятом одна из команд вообще не явилась и получила техническое поражение.
Первый матч команды – максимальное количество карт
LAN-турнир загоняет команды в определенные рамки, которые можно назвать словосочетанием «не раскликались». На сцене нельзя перед матчем провести две-три разминочных игры, чтобы чувствовать себя уверенно. В онлайне большинство коллективов пользуются такой возможностью, поэтому к важным сражениям подходят в максимальных кондициях. По этой причине первые серии всегда получаются затяжными по количеству карт, но довольно короткими по сыгранным раундам.
Например, на закрытых европейских отборочных к турниру DreamHack Open Leipzig 2020 по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive в первом раунде было проведено четыре серии игр. Все они завершились со счетом 2:1 в пользу одного из коллективов.
Закономерности LAN-турниров
LAN-турнир – соревнование, проводимое в специально организованном для этого события месте. Обычно организаторы используют огромные стадионы, которые собирают большое количество зрителей.
Поддержка домашней публики
Киберспорт становится все ближе к спорту, поэтому данная закономерность напоминает игру «на своем поле». Обычно арена без устали гонит вперед своих любимцев, что придает команде сил и уверенности в собственных возможностях. Кроме того, сильнейшее моральное давление оказывается и на соперника, у которого начинают дрожать руки, он допускает невынужденные ошибки. Поэтому чаще всего побеждает именно коллектив, который представляет страну-хозяйку или ее регион.
К примеру, StarLadder StarSeries традиционно проводился в Киеве, теперь же место его проведения выбирают организаторы. Но на своей территории команда Natus Vincere выиграла шесть из восьми турниров по Dota 2 и семь раз принимала участие в финале соревнований по Counter-Strike: Global Offensive.
Плей-офф «в одну калитку»
На LAN-турнирах есть сразу два серьезных фактора, которые влияют на моральное состояние команды, проигравшей первую карту. Во-первых, арена начинает гнать соперника вперед, он на кураже, в таких условиях тяжело перестроиться и поверить в свои силы.
Во-вторых, на LANах используются короткие паузы, поскольку они не сильно растягивают расписание. Но это приводит к тому, что команда банально не успевает провести работу над ошибками, обсудить тактику и стратегию.
Так, на турнире Intel Extreme Masters Season XIV по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive было проведено пять серий. Лишь в одной из них коллектив, уступивший на первой карте, смог отыграться на второй. Даже в финале, проходившем в формате bo-5, была зафиксирована победа со счетом 3:0.
Трансляция – ключ к успеху
Главное преимущество LAN-турнира – возможность оценить внешний вид и состояние коллективов, поскольку игроков постоянно показывают на трансляции. Этим можно и нужно пользоваться, поскольку на камерах прекрасно видно, когда игроки ругаются друг с другом, либо чувствуют себя не очень комфортно. В такой ситуации можно смело ставить на победу соперника.
О других факторах влияния на результат в киберспорте можно прочитать в экспертном обзоре
Например, на турнир StarLadder ImbaTV Dota 2 Minor Season 3 команда business associates решила приехать в интересной форме, строгих рубашках и брюках офисных клерков. Выглядело это красиво, но еще до старта первого матча комментатор Роман «CaspeRRR» Лепехин указал на неудобство такой одежды, предсказал сложности с достижением нужного результата. Он был абсолютно прав, команда проиграла оба матча на турнире и покинула его после группового этапа.
Выводы
Букмекерские конторы уделяют большое внимание не только LAN-турнирам, но и онлайн-соревнованиям, поэтому пользователю не стоит обходить их стороной. Каждый рассмотренный вид имеет свои особенности, которые оказывают непосредственное влияние на итоговые результат. Поэтому важно внимательно оценить следующие факторы:
- Формат и место проведения турнира;
- Опыт участия команды на сцене;
- Наличие или отсутствие турнирной мотивации.
Оценив все указанные выше факторы можно сделать победную ставку как на онлайн-турнир, так и на LAN-соревнование.
С уважением, Сергей Рождественский (ironwin.ru)